[груз. ბაგრატის ტამარი], собор в честь Успения Пресв. Богородицы нач. XI в. в Кутаиси (историческая пров. Имерети, Грузия). Расположен на холме Укимериони по левому берегу р. Риони, недалеко от кутаисского царского дворца. Назван в честь его основателя - первого царя объединенной Грузии Баграта III (978-1014). Отделка храма, по всей вероятности, могла продолжаться до 1008 г.; в 30-х гг. XI в. с запада и юга к собору были пристроены богато орнаментированные портики.
Б. х., религ. и культурный центр Зап. Грузии, относится к Кутаисской епархии в составе Абхазского, затем Мцхетского Католикосата Грузинской Православной Церкви. В хронике Картлис Цховреба освящение собора отмечено как событие особой важности: Баграт III «благословил церковь в Кутаиси великим и беспримерным уложением, ибо собрал всех ближних царей и Католикосов, священноучителей и настоятелей всех монастырей и всех вельмож из Верхних и Нижних земель его вотчины и царства, а также находившихся во всех прочих государствах» (Т. 1. С. 61). В Б. х. Кутаисский епископ совершал обряд помазания на царство груз. (позже имеретинских) царей (ხელმწიფის კარის გარიგება. С. 91). В соборе хранились чудотворные святыни Грузии, рус. послы стольник Никифор Толочанов и дьяк Алексей Иевлев видели здесь в 1651 г. гвозди Спасителя, мощи ап. Фомы (не сохранились) и много чудотворных икон (в наст. время в Кутаисском краеведческом музее).
Начиная с 1555 г. Зап. Грузия по Амасийскому договору между Ираном и Османской империей вошла в состав последней, что привело к неоднократным карательным операциям турок в этих землях (1666; 1668). В 1692 г. они ограбили и взорвали собор, в результате чего обрушились купол, своды и верхние части стен. Чудом уцелели святыни - копия Бичвинтской (Пицундской) и Палеостомская чудотворные иконы Богоматери (обе в Кутаисском краеведческом музее). С 1740 г. в здании Б. х. был размещен тур. военный склад. 6 авг. 1770 г. русско-имеретинские войска под предводительством ген. Г. К. Г. Тотлебена штурмом взяли Кутаисскую крепость, но уберечь стены собора от артобстрела не удалось. В 1775 г. имеретинский царь Соломон I восстановил юж. врата Б. х. и построил рядом маленькую ц., освященную также в честь Успения Пресв. Богородицы, где в 1775-1871 гг. располагалась кафедра Кутаисского епископа (кутатели). В 30-х гг. ХХ в. эта церковь была разрушена.
23 авг. 1872 г. Синодальная контора Грузинского Экзархата РПЦ упразднила штат священнослужителей Б. х. ввиду невозможности проведения служб в разрушенном соборе, но богослужения в храме никогда не прекращались. Дважды появлялись предложения по восстановлению Б. х. (в 1895 и 1904 по инициативе Имеретинского еп. Леонида (Окропиридзе)), но из-за недостатка средств они не были реализованы, в 1912-1913 гг. силами прихожан была отреставрирована только ограда храма.
В 1930 г. Комитет по защите памятников искусства и старины выделил небольшую сумму денег на консервацию здания собора. В ходе археологических работ, начатых в 1936 г., были найдены новые материалы по истории Кутаисской крепости и Б. х. В 1952 г. под рук. В. Цинцадзе начались консервация и реставрация собора. В наст. время восстановлены зап. портик и часть стен (реставрация продолжается). 15 янв. 1994 г. с благословения Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II (Шиолашвили) был основан Фонд восстановления Б. х., в задачи к-рого вошла реконструкция Б. х. и всего прилегающего архитектурного комплекса.
15 февр. 1993 г. в храме возобновлено богослужение. 7 мая 1994 г. Патриарх К-польский Варфоломей посетил Б. х.; 30 апр. 1996 г. совместную молитву в соборе вознесли Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Католикос-Патриарх Илия II. В 2003 г. планируется торжественное празднование 1000-летнего юбилея храма.
Архитектура. Б. х.- один из наиболее крупных соборов в Грузии (35×43 м без пристроек). Триконховый план храма, система декоративного украшения фасадов и ряд орнаментальных мотивов восходят к церкви в мон-ре Ошки (963-973) в Тао. В архитектурном решении крестово-купольной постройки просматривается влияние южногруз. зодчества 2-й пол. Х в. Купол опирается на 4 мощных, свободно стоящих устоя, к подкупольному квадрату с востока, юга и севера примыкают апсиды, с запада - удлиненный прямоугольный рукав. По сторонам алтарной апсиды располагаются дополнительные двухэтажные помещения. Юж. и сев. апсиды образуют рукава, выступающие из общего объема здания и имеющие снаружи прямоугольные очертания. На уровне 2-го этажа зап. трехнефного рукава устроена обширная трехсторонняя галерея, где, по свидетельству Н. Толочанова и А. Иевлева, молились женщины из царской семьи. В сев.-зап. углу Б. х. находится трехэтажная башня с жилыми помещениями. Фасады оформлены декоративной аркатурой. На капителях нек-рых колонн, как в самом храме, так и в юж. портике, высечены рельефные изображения животных. Интерьер собора был украшен мозаикой (утрачена).
Эпиграфика. На стенах Б. х. сохранилось свыше 10 древнегруз. надписей на асомтаврули. Строительная надпись, вырезанная декоративными буквами (кидурцаисрули) на аркатуре поверх окон вост. фасада, упоминающая царя Баграта III и его мать, по содержанию и титулатуре царя датируется 1001-1003 гг. Камень, на к-ром были написаны имя зодчего и, возможно, дата построения храма, утерян. На подоконном камне вост. части сев. фасада высечены 2 надписи: прославляющая царя Баграта III, по всей вероятности, была выполнена в связи с получением им визант. титула куропалата, что позволяет датировать ее 1001 г.; надпись, сообщающая о завершении укладки пола (одна из последних работ при строительстве храма) с указанием точной даты (1003), написанной араб. цифрами вместо древнегруз. букв с числовыми значениями, является самым ранним примером такого написания в истории восточнохрист. эпиграфики.
К завершаюшему этапу строительства относятся керамические рельефные надписи на антефиксах черепичного перекрытия крыши храма и его порталов, обнаруженные в 1985-1987 гг. во время археологических раскопок. В первой, относящейся к рубежу X-XI вв., упоминается царь Георгий I (1014-1027), в др., расположенной на покрытом темно-синей глазурью антефиксе с отбитой нижней половиной, присутствует имя еп. Кутаисского Антония (Сагирисдзе), принимавшего, видимо, активное участие в строительстве храма.